Необходимо ли вашему бизнесу стратегическое планирование? Если у вас есть положительный ответ на этот вопрос, значит деятельность вашего бизнеса осуществляется по заранее намеченному пути. В любой момент времени вы знаете, где он находится в рыночной системе координат, долго ли еще двигаться до цели, каким маршрутом, что необходимо для его преодоления и т.д. Отлично, переходите сразу к чтению следующего раздела!
Если же планирование деятельности пока находится в списке перспективных задач вашего бизнеса, давайте остановимся здесь чуть более подробно.
Наверное, вы неоднократно встречались с образом, на котором цель изображена в виде яблочка мишени? Да, образ вполне точный:
- Цель окружена кругом задачами по ее достижению,
- Задачи — принципами их решения,
- Принципы решения — правилами их применения,
- Правила — множеством приемов их использования.
Из всего многообразия приемов, правил, принципов и задач следует выбирать только те, что ведут к цели. И если бы это не было так сложно, то точное попадание в цель не составляло бы никакого труда. Между тем, это отнюдь не так. В цель попадают далеко не все и не всякий раз, не так ли?
Имея перед собой цель, первое, что помогает вам ограничить выбор эффективных путей ее достижения, это сбор и анализ информации о внешней и внутренней среде бизнеса. Далее — определение стратегии, а уже затем — тактическое и оперативное планирование:
- Анализ информации помогает правильно очертить круг задач,
- Стратегия определяет принципы их выполнения,
- Тактический план составляется на уровне правил,
- Оперативный план по сути состоит из приемов.
Планирование — как прицеливание при стрельбе по мишени. Чтобы попасть в десятку нужно целиться. Чтобы достичь цель бизнеса нужно планировать. Думаю, это не вызывает у вас сомнений? Вот и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок!
Есть только одно “но”! Чемпионы по стрельбе тренируются годами. Плюс особый инвентарь. С планированием — похожая ситуация. Если вам требуется решить бизнес-задачу, а времени на эксперименты нет — привлекайте для разработки плана профессионального специалиста, обладающего опытом, инструментами и наработками!
Стратегия — фундамент, на котором выстраивается система управления бизнесом. Одновременно стратегический план является «субъектом управления» для важнейшего ее элемента — системы продаж.
Стратегия задает параметры сбыта и определяет действия коммерческой службы. В отсутствии стратегии система продаж лишается четких целей и принципов работы, становится неуправляемой, а результаты деятельности всего бизнеса — случайными и плохо прогнозируемыми.
В соответствии с уникальным авторским Методом Ratio создания рациональных сбытовых систем, разработка стратегии бизнеса — первый этап в этом процессе. Сформированная стратегия оформляется в виде документа «Стратегический план» и включает в себя описание:
- Видения развития рыночной ситуации в долгосрочной перспективе с учетом существующих возможностей и угроз;
- Миссии компании на рынке;
- Долгосрочных и среднесрочных целей компании;
- Направлений деятельности и рынков сбыта — бизнесов компании;
- Планов по увеличению, сохранению или сокращению рыночных долей по каждому из бизнесов;
- Путей достижения роста каждого из бизнесов за счет развития рынков и производимых продуктов;
- Сильных и слабых сторон компании, ее преимуществ и недостатков в сравнении с конкурентами;
- Принципов ведения конкурентной борьбы;
- Целей и задач в отдельных функциональных областях бизнеса: маркетинга, продаж, производства, управления финансами, персоналом и т.д.;
- Целей и задач подразделений компании, трансформируемых в бизнес-план с перечнем мероприятий и требуемых ресурсов.
Стратегический план может быть сформирован различными путями. Прежде всего, вы имеете возможность самостоятельно разработать стратегию, создав для этого специальную проектную команду, состоящую из менеджеров высшего звена. Статьи, размещенные в разделе «Рыночная стратегия» на нашем сайте, помогут вам в этом.
Чтобы участники команды могли поступательно двигаться в цикле стратегического планирования по заранее намеченному пути от решения общих, наиболее важных, к частным, детальным вопросам, не теряя при этом дефицитные для них временные ресурсы, для вас может быть организован
мастер-класс «Разработка стратегии бизнеса за 6 шагов».
Если участникам проектной команды требуется получить дополнительные знания, систематизировать их и приобрести практические навыки по разработке стратегии, для вас может быть организован
бизнес-семинар «Планирование стратегии бизнеса».
Если для активизации работы проектной команды требуется участие специалиста с опытом и знаниями в области стратегического планирования, разработку стратегии следует начинать с проведения
Стратегической бизнес-сессии.
В случае, если большинство топ-менеджеров испытывают дефицит времени, и у них нет возможности работать в проектной команде, следует привлечь стороннего специалиста.
Всем заинтересованным в этом компаниям мы с удовольствием предлагаем свои услуги по разработке стратегии.