Задача установления целей заключатся в преобразовании заявления руководства о миссии и направлениях развития в конкретные цели работы, достижение которых покажет прогресс организации. Установление целей означает постановку таких задач, которые потребовали бы напряженных и квалифицированных усилий. Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей. Говоря иначе, цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, желательное состояние которых выступает в виде целей организации, так и по количественной оценке этих параметров. Несмотря на ситуационность в выборе набора целей, наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:
- прибыльность;
- положение на рынке;
- производительность;
- финансовые ресурсы;
- мощности организации;
- разработка, производство продукта и обновление технологии;
- изменения в организации и управлении;
- человеческие ресурсы;
- стратегия работы с покупателями;
- оказание помощи обществу.
Существует два типа целей с той точки зрения, какой период времени требуется для их достижения:
- долгосрочные цели,
- краткосрочные цели.
Краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией, «подчинены» им и определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Иногда, если для этого возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются промежуточные, которые называются среднесрочными.
Можно выделить несколько ключевых требований, которыми должны удовлетворять правильно сформулированные цели:
- достижимость;
- гибкость;
- измеримость;
- конкретность;
- совместимость (долгосрочные цели соответствуют миссии, краткосрочные – долгосрочным);
- приемлемость
- четкая ориентация на определенный интервал времени,
- адресность и контролируемость.
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Связь между целями и уровнями управления изображена на рис. 3 в Приложении.
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей.
Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
- общая цель, находящаяся на вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
- при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
- при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
- подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга;
- фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.
Количество уровней декомпозиции зависит от масштаба и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента. Однако в любом случае правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех последовательных фаз:
- выявление и анализ тенденций во внешней и внутренней среде организации,
- установление целей для организации в целом,
- построение иерархии целей,
- установление индивидуальных целей.
При подготовке этой других статей автора, опубликованных на сайте, использовалась следующая литература: список литературы.