Как правильно составить программу стратегической сессии, если вы организуете её самостоятельно
Какие вопросы вы должны решить перед проведением стратегической сессии
Если вы решили провести стратегическую сессию, вам необходимо определить цель — зачем вы её планируете и что вы хотите получить по окончанию?
Сессия должна быть посвящена вопросам управления бизнесом, планирования действий руководства и коллектива в долгосрочной перспективе. Рассматривайте период от 2-3 лет и более. Исключите из рассмотрения краткосрочные задачи, задачи оперативного управления, годового бизнес-планирования. Если вам требуются решения на ближайшие 6-12 месяцев, запланируйте специальные мероприятия для их принятия — собрания и совещания.
Затем определите задачи стратегической бизнес-сессии:
- Получить информацию, высказать идеи и мнения,
- Высказать идеи и мнения, обсудить и принять решения,
- Принять решение по уже имеющейся информации.
Если сессия организована для обсуждения идей и мнений, то они могут касаться:
- Анализа трендов,
- Отраслевого анализа,
- Стратегических прогнозов,
- Анализа сильных и слабых сторон бизнеса, рыночных возможностей и угроз,
- Стратегических приоритетов компании.
Если на сессия посвящена принятию решений, то они могут относиться к:
- Рассмотрению альтернативных стратегических сценариев и выбору стратегической альтернативы,
- Выработке стратегической концепции,
- Формированию стратегического видения,
- Определению стратегических целей.
Учитывайте то, что когда вы проводите стратегическую сессию впервые, круг вопросов и решений может оказаться наиболее широким, однако детально вы сможете проработать не все из них. На регулярно проводимых сессиях количество вопросов и решений меньше, а прорабатываются они глубже.
Далее вам нужно сделать программу сессии — определить заранее, какие именно вопросы вы будете выносить на обсуждение и в каком порядке.
Инструмент для составления программы – ментальная карта стратегической сессии «51 вопрос». Она отражает логические взаимосвязи между блоками стратегического процесса. Блоки содержат вопросы, решение которых наиболее продуктивно проходит в рамках стратегической сессии.

В зависимости от целей сессии выберите их состав и порядок и скомпонуйте план обсуждения. Структура стратегических блоков иерархическая. Помните, что начинать нужно с вопросов нижнего уровня и двигаться вверх. Так вы дадите правильные ответы на самые сложные вопросы.
Для полной проработки всех вопросов ментальной карты требуется 3 рабочих дня. Сокращая время обсуждения по отдельным блокам, вы можете сократить продолжительность сессии до 2 дней.
Завершающий вопрос при подготовке сессии — организационный. Вам нужно запланировать сроки и место проведения. Убедитесь, что они позволят участникам полностью посвятить себя работе на сессии, не отвлекаясь на другие задачи.
Обязательно пригласите в качестве фасилитатора специалиста с опытом управления дискуссией. Если вы планируете, что в ней будет принимать участие более 10-15 человек, может потребоваться участие большего количества специалистов. Включите в состав участников чартрайтеров. Это позволяет фасилитаторам фокусироваться на ведении обсуждения максимально глубоко.
После этого приступайте непосредственно к составлению программы.
Какие вопросы вы можете решить на стратегической сессии
Главные вопросы разработки стратегии касаются того, куда двигаться компании, как ей управлять, что делать её руководителям и сотрудникам? Чтобы решить их вам нужно проработать три важнейших стратегических блока – видение, миссию и целеполагание. Для этого нужно дать ответы на вопросы:
- Какое положение должна занимать компания в будущем?
- В чем заключается смысл деятельности компании?
- Что необходимо сделать компании в течение 3-5 лет?
Стратегическое видение: прогнозирование и приоритеты
Вопрос о желаемом положении компании – это вопрос стратегического видения. Этот стратегический блок состоит из двух слагаемых – прогноза и системы приоритетов:
- Каким будет окружение компании и мир в будущем:
- Какие отраслевые тренды получат развитие в будущем?
- Какие политические, экономические, социальные, технологические, правовые, экологические тренды получат развитие на глобальном уровне?
- Какие тренды будут развиваться на региональном уровне?
- Какой хочет видеть себя компания в будущем:
- Каким будет масштаб деятельности компании?
- Какими ресурсами, технологиями, компетенциями и навыками она должна будет располагать?
- Какие ценности и убеждения будут определять её действия?
- Кем и какой компания будет являться для рынка?
Стратегическая миссия: границы деятельности, компетенции и ресурсы
В ответе на вопрос о смысле деятельности компании выражается её стратегическая миссия. Этот блок также делится на две части:
- В каких границах действует компания, на каких рынках работает:
- С какими рыночными сегментами работает бизнес?
- Кто его клиенты и потребители продукции/услуг?
- Какие потребности удовлетворяет компания?
- Какие продукты (товары, услуги, решения) производит (оказывает, продает) компания?
- Какие технологии она для этого использует?
- Каким образом можно ещё удовлетворить эти потребности, какие есть альтернативы?
- С кем конкурирует компании?
- Кто её поставщики? Кто её ключевые партнеры?
- Зависим ли бизнес от своих поставщиков?
- Зависим ли бизнес от своих ключевых покупателей?
- Что приносит успех в данном сегменте рынка?
- Насколько рынок привлекателен для других игроков?
- Какими ключевыми компетенциями и стратегическими ресурсами обладает компания:
- В чем заключается ценностное предложение компании для своих клиентов, каково её позиционирование?
- Какими уникальными и трудновоспроизводимыми компетенциями владеет компания?
- Какими ценными, редкими, неповторимыми и незаменяемыми ресурсами обладает компания?
- Каковы сильные стороны бизнеса?
- Каковы слабые стороны бизнеса, чего не хватает и что нужно улучшить?
- Может ли компания получить превосходство за счет сокращения издержек, улучшения качества продукции и/или услуг, концентрации на более узком сегменте рынка?
Стратегическое целеполагание: показатели, альтернативные сценарии, оценка достижимости целей
Третий ключевой стратегический блок – целеполагание – ответы на вопросы о том, что, какие цели и задачи стоят перед бизнесом, каких результатов и показателей деятельности требуется достичь и что компания должна делать для этого:
- Каковы критерии достижения стратегических целей:
- Каковы показатели достижения стратегических целей?
- Каких значений показателей необходимо достичь в стратегической перспективе?
- Каков план достижения целей:
- Какими возможностями обладает компания?
- Насколько сильны и устойчивы её преимущества? Как компания может их использовать?
- Какие существуют угрозы, на которые бизнес не может повлиять?
- На какой стадии жизненного цикла находится сегмент (сегменты) рынка, в которых работает компания: стадии роста, зрелости или спада? Как компания может это использовать?
- Какое конкурентное положение занимает компания: лидирует в своем сегменте, преследует лидера, отстает от лидеров? Как компания должна это учитывать?
- Какую конкурентную стратегию может использовать компания? Следует ли атаковать конкурентов или защищать свою позицию?
- Какой план действий оптимален для достижения целей?
- Какова вероятность достижения целей:
- Адекватны и достижимы ли цели, стоящие перед бизнесом?
- Какими темпами развивался бизнес и отрасль до сих пор? Какими темпами планируется развитие в дальнейшем?
- Адекватны ли запланированные действия прогнозам и планам развития?
- В чем заключается проблема (если она есть) стратегического планирования, что может помешать выполнению плана?
В процессе принятия решения о том, каким путем достичь стоящие перед бизнесом цели, что конкретно нужно для этого сделать всей компании и отдельным подразделениям, в каком порядке и в какой последовательности необходимо решать задачи по достижению цели рассматриваются различные стратегические альтернативы:
- использование стратегии роста или сохранение текущей позиции бизнеса в конкретных сегментах рынка;
- использование конкретных сильных сторон бизнеса в сочетании с открывающимися рыночными возможностями;
- необходимость нивелирования конкретных слабых сторон бизнеса на фоне существующих рыночных угроз;
- выбор стратегии концентрации на существующих сегментах с существующими продуктами;
- выбор стратегии развития сегмента (продвижение нового продукта существующим клиентам);
- выбор стратегии развития продукта (расширения рынка сбыта за счет новых сегментов);
- выбор стратегии диверсификации (новое направление для новых сегментов);
- использование наступательной или оборонительной стратегии в отношении конкурентов;
- развитие устойчивого и уникального конкурентного преимущества либо нескольких преимуществ, соответствующих этим критериям;
- диверсификация или дифференциация (специализация) бизнеса по типам клиентов или по видам продукции или услуг (направлениям деятельности).
Какие вопросы вам нужно решить после проведения стратегической сессии
Результатом проведения стратегической бизнес-сессии становится оформленный в виде документа стратегический план бизнеса. По окончании сессии ее участники могут продолжить работу и, детализировав стратегию, получить бизнес-план, рассчитанный на определенный срок, с перечнем мероприятий и требуемых ресурсов.
На этом этапе решается, что должно и что может сделать каждое подразделение бизнеса для достижения цели. Определяются цели и задачи, разрабатываются функциональные стратегии:
- маркетинга,
- продаж,
- производства,
- управления финансами,
- управления персоналом.
После этого формируются требования по взаимной увязке планов подразделений и устанавливается последовательность дальнейших действий.