Вопросы для сессии стратегического планирования

Как правильно составить программу стратегической сессии, если вы организуете её самостоятельно

Какие вопросы вы должны решить перед проведением стратегической сессии

Если вы решили провести стратегическую сессию, вам необходимо определить цель — зачем вы её планируете и что вы хотите получить по окончанию?

Сессия должна быть посвящена вопросам управления бизнесом, планирования действий руководства и коллектива в долгосрочной перспективе. Рассматривайте период от 2-3 лет и более. Исключите из рассмотрения краткосрочные задачи, задачи оперативного управления, годового бизнес-планирования. Если вам требуются решения на ближайшие 6-12 месяцев, запланируйте специальные мероприятия для их принятия — собрания и совещания.

Затем определите задачи стратегической бизнес-сессии:

  1. Получить информацию, высказать идеи и мнения,
  2. Высказать идеи и мнения, обсудить и принять решения,
  3. Принять решение по уже имеющейся информации.

Если сессия организована для обсуждения идей и мнений, то они могут касаться:

  • Анализа трендов,
  • Отраслевого анализа,
  • Стратегических прогнозов,
  • Анализа сильных и слабых сторон бизнеса, рыночных возможностей и угроз,
  • Стратегических приоритетов компании.

Если на сессия посвящена принятию решений, то они могут относиться к:

  • Рассмотрению альтернативных стратегических сценариев и выбору стратегической альтернативы,
  • Выработке стратегической концепции,
  • Формированию стратегического видения,
  • Определению стратегических целей.

Учитывайте то, что когда вы проводите стратегическую сессию впервые, круг вопросов и решений может оказаться наиболее широким, однако детально вы сможете проработать не все из них. На регулярно проводимых сессиях количество вопросов и решений меньше, а прорабатываются они глубже.

Далее вам нужно сделать программу сессии — определить заранее, какие именно вопросы вы будете выносить на обсуждение и в каком порядке.

Инструмент для составления программы – ментальная карта стратегической сессии «51 вопрос». Она отражает логические взаимосвязи между блоками стратегического процесса. Блоки содержат вопросы, решение которых наиболее продуктивно проходит в рамках стратегической сессии.

В зависимости от целей сессии выберите их состав и порядок и скомпонуйте план обсуждения. Структура стратегических блоков иерархическая.  Помните, что начинать нужно с вопросов нижнего уровня и двигаться вверх. Так вы дадите правильные ответы на самые сложные вопросы.

Для полной проработки всех вопросов ментальной карты требуется 3 рабочих дня. Сокращая время обсуждения по отдельным блокам, вы можете сократить продолжительность сессии до 2 дней.

Завершающий вопрос при подготовке сессии — организационный. Вам нужно запланировать сроки и место проведения. Убедитесь, что они позволят участникам полностью посвятить себя работе на сессии, не отвлекаясь на другие задачи.

Обязательно пригласите в качестве фасилитатора специалиста с опытом управления дискуссией. Если вы планируете, что в ней будет принимать участие более 10-15 человек, может потребоваться участие большего количества специалистов. Включите в состав участников чартрайтеров. Это позволяет фасилитаторам фокусироваться на ведении обсуждения максимально глубоко.

После этого приступайте непосредственно к составлению программы.

Какие вопросы вы можете решить на стратегической сессии

Главные вопросы разработки стратегии касаются того, куда двигаться компании, как ей управлять, что делать её руководителям и сотрудникам? Чтобы решить их вам нужно проработать три важнейших стратегических блока – видение, миссию и целеполагание. Для этого нужно дать ответы на вопросы:

  • Какое положение должна занимать компания в будущем?
  • В чем заключается смысл деятельности компании?
  • Что необходимо сделать компании в течение 3-5 лет?

Стратегическое видение: прогнозирование и приоритеты

Вопрос о желаемом положении компании – это вопрос стратегического видения. Этот стратегический блок состоит из двух слагаемых – прогноза и системы приоритетов:

  1. Каким будет окружение компании и мир в будущем:
    • Какие отраслевые тренды получат развитие в будущем?
    • Какие политические, экономические, социальные, технологические, правовые, экологические тренды получат развитие на глобальном уровне?
    • Какие тренды будут развиваться на региональном уровне?
  2. Какой хочет видеть себя компания в будущем:
    • Каким будет масштаб деятельности компании?
    • Какими ресурсами, технологиями, компетенциями и навыками она должна будет располагать?
    • Какие ценности и убеждения будут определять её действия?
    • Кем и какой компания будет являться для рынка?

Стратегическая миссия: границы деятельности, компетенции и ресурсы

В ответе на вопрос о смысле деятельности компании выражается её стратегическая миссия. Этот блок также делится на две части:

  1. В каких границах действует компания, на каких рынках работает:
    • С какими рыночными сегментами работает бизнес?
    • Кто его клиенты и потребители продукции/услуг?
    • Какие потребности удовлетворяет компания?
    • Какие продукты (товары, услуги, решения) производит (оказывает, продает) компания?
    • Какие технологии она для этого использует?
    • Каким образом можно ещё удовлетворить эти потребности, какие есть альтернативы?
    • С кем конкурирует компании?
    • Кто её поставщики? Кто её ключевые партнеры?
    • Зависим ли бизнес от своих поставщиков?
    • Зависим ли бизнес от своих ключевых покупателей?
    • Что приносит успех в данном сегменте рынка?
    • Насколько рынок привлекателен для других игроков?
  2. Какими ключевыми компетенциями и стратегическими ресурсами обладает компания:
    • В чем заключается ценностное предложение компании для своих клиентов, каково её позиционирование?
    • Какими уникальными и трудновоспроизводимыми компетенциями владеет компания?
    • Какими ценными, редкими, неповторимыми и незаменяемыми ресурсами обладает компания?
    • Каковы сильные стороны бизнеса?
    • Каковы слабые стороны бизнеса, чего не хватает и что нужно улучшить?
    • Может ли компания получить превосходство за счет сокращения издержек, улучшения качества продукции и/или услуг, концентрации на более узком сегменте рынка?

Стратегическое целеполагание: показатели, альтернативные сценарии, оценка достижимости целей

Третий ключевой стратегический блок – целеполагание – ответы на вопросы о том, что, какие цели и задачи стоят перед бизнесом, каких результатов и показателей деятельности требуется достичь и что компания должна делать для этого:

  1. Каковы критерии достижения стратегических целей:
    • Каковы показатели достижения стратегических целей?
    • Каких значений показателей необходимо достичь в стратегической перспективе?
  2. Каков план достижения целей:
    • Какими возможностями обладает компания?
    • Насколько сильны и устойчивы её преимущества? Как компания может их использовать?
    • Какие существуют угрозы, на которые бизнес не может повлиять?
    • На какой стадии жизненного цикла находится сегмент (сегменты) рынка, в которых работает компания: стадии роста, зрелости или спада? Как компания может это использовать?
    • Какое конкурентное положение занимает компания: лидирует в своем сегменте, преследует лидера, отстает от лидеров? Как компания должна это учитывать?
    • Какую конкурентную стратегию может использовать компания? Следует ли атаковать конкурентов или защищать свою позицию?
    • Какой план действий оптимален для достижения целей?
  3. Какова вероятность достижения целей:
    • Адекватны и достижимы ли цели, стоящие перед бизнесом?
    • Какими темпами развивался бизнес и отрасль до сих пор? Какими темпами планируется развитие в дальнейшем?
    • Адекватны ли запланированные действия прогнозам и планам развития?
    • В чем заключается проблема (если она есть) стратегического планирования, что может помешать выполнению плана?

В процессе принятия решения о том, каким путем достичь стоящие перед бизнесом цели, что конкретно нужно для этого сделать всей компании и отдельным подразделениям, в каком порядке и в какой последовательности необходимо решать задачи по достижению цели рассматриваются различные стратегические альтернативы:

  • использование стратегии роста или сохранение текущей позиции бизнеса в конкретных сегментах рынка;
  • использование конкретных сильных сторон бизнеса в сочетании с открывающимися рыночными возможностями;
  • необходимость нивелирования конкретных слабых сторон бизнеса на фоне существующих рыночных угроз;
  • выбор стратегии концентрации на существующих сегментах с существующими продуктами;
  • выбор стратегии развития сегмента (продвижение нового продукта существующим клиентам);
  • выбор стратегии развития продукта (расширения рынка сбыта за счет новых сегментов);
  • выбор стратегии диверсификации (новое направление для новых сегментов);
  • использование наступательной или оборонительной стратегии в отношении конкурентов;
  • развитие устойчивого и уникального конкурентного преимущества либо нескольких преимуществ, соответствующих этим критериям;
  • диверсификация или дифференциация (специализация) бизнеса по типам клиентов или по видам продукции или услуг (направлениям деятельности).

Какие вопросы вам нужно решить после проведения стратегической сессии

Результатом проведения стратегической бизнес-сессии становится оформленный в виде документа стратегический план бизнеса. По окончании сессии ее участники могут продолжить работу и, детализировав стратегию, получить бизнес-план, рассчитанный на определенный срок, с перечнем мероприятий и требуемых ресурсов.

На этом этапе решается, что должно и что может сделать каждое подразделение бизнеса для достижения цели. Определяются цели и задачи, разрабатываются функциональные стратегии:

  • маркетинга,
  • продаж,
  • производства,
  • управления финансами,
  • управления персоналом.

После этого формируются требования по взаимной увязке планов подразделений и устанавливается последовательность дальнейших действий.