Выбор стратегии

После того, как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.

Выделяются четыре базовые стратегии, которые, в свою очередь, имеют множество альтернативных вариантов:

  1. Ограниченный рост. Эту стратегию выбирает большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия (например, инфляцию). Если руководство в основном удовлетворено положением фирмы, то, очевидно, в перспективе оно будет придерживаться той же стратегии, так как это самый простой и наименее рискованный путь действий.
  2. Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года. Этой стратегии придерживаются организации, стремящиеся к диверсификации с тем, чтобы покинуть затухающие рынки.
  3. Сокращение, или стратегия последнего средства. Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.
  4. Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив — ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии, как правило, придерживаются крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях. Так, организация может продать или ликвидировать одно из своих производств и взамен приобрести одно или несколько других. В таком случае будет иметь место сочетание двух базовых альтернативных стратегий — сокращения и роста.

Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе разработки конкретным содержанием. Так, конкретными типами стратегий роста являются следующие:

  1. Стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции;
  2. Стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
  3. Стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке;
  4. Стратегия диверсификации, при которой фирма развивается с новым продуктом на новом рынке.

Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом характера и сущности реализуемых стратегий. Основными ключевыми факторами, которые должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии, являются следующие.

  • Вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация;
  • Состояние внешнего окружения;
  • Степень зависимости фирмы от внешней среды;
  • Характер целей фирмы;
  • Внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны;
  • Интересы и отношение высшего руководства;
  • Финансовые ресурсы фирмы;
  • Квалификация работников;
  • Обязательства фирмы;
  • Опыт реализации прошлых стратегий;
  • Временной фактор;
  • Приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Процесс выбора стратегии состоит из трех стадий:

  1. Стадия разработки, на которой создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. На данной стадии необходимо по возможности разработать наибольшее количество альтернативных стратегий для того, чтобы в дальнейшем максимально расширить выбор.
  2. Стадия доводки, на которой стратегии дорабатываются до уровня адекватности целям организации во всем их многообразии и формируется общая стратегия.
  3. Стадия анализа или оценки, на которой анализируются альтернативы в рамках выбранной общей стратегии фирмы и оцениваются по степени пригодности для достижения ее главных целей. Стратегия бизнеса наполняется конкретным содержанием, по отдельным функциональным зонам организации разрабатываются частные стратегии.

Как видно, после этапа установления миссии и целей следует диагностический этап процесса стратегического планирования. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, необходимо иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.