О рекламе ИТ-продуктов

Не раз обращал внимание в своем твиттере на радио-рекламу Лаборатории Касперского, озвущенную Иваном Охлобыстиным. «Крутой босс» в его исполнении отчитывает подчиненных за недочеты в работе. Использование же рекламируемых программных продуктов позволяет избегать таких недочетов в будущем.

Мне эта реклама не нравится, и вот что заставляет меня писать об этом:

  • «спорность» выбора стиля выражения рекламной идеи,
  • неясность для меня позиционирования продукта в рекламе, и
  • самое главное, типичное для ИТ-предприятия формирование у меня, как у пользователя, неадекватных ожиданий от использования продукта.

Итак, обо всем по порядку.
Во-первых, я сомневаюсь, что знакомый всем телезрителям образ, создаваемый Охлобыстиным, позитивно воспринимается большинством представителей целевых аудиторий. Речь идет как об ИТ-специалистах, так и о руководстве компаний и организаций. «Удавлю кабелем от сканера», «мой одноклеточный сисадмин», «напряги свой наномозг», «мозг как у пингвина», «моральный урод», «гоблин» — идеи и выражения, находящиеся за пределами трудовых отношений. Если сказать иначе, то хамство. У подчиненных такой руководитель, как правило, не вызывает симпатии. Страх, скрытое презрение, тихую ненависть — возможно. А у части руководителей такой «коллега» может вызвать даже стыд. Было бы благородно, но сомневаюсь, что это есть цель данной рекламы.

Во-вторых, рекламируемые программные продукты должны помогать в решении задач и проблем технического характера. Заражение вирусами за пределами корпоративной сети, контроль за использованием и ограничение доступа к внешним, внутрисетевым и локальным программным и физическим ресурсам и т.д. и т.п.
В рекламе это, безусловно, отражено. Но благодаря «яркому» персонажу я осознаю иной контекст:

  • секретари больше не будут пользоваться соцсетями,
  • высокооплачиваемые специалисты (в рекламе — аналитики!) перестанут играть в компьютерные игры,
  • обиженные несправедливым и незаконным увольнением (а разве было иначе?!) сотрудники не смогут отомстить путем кражи конфиденциальных данных,
  • все будут вкалывать,
  • системному администратору вкалывать не придется — за него софт сделает все сам, даже без подсказки шефа.

Значит ли это, что для авторов ролика имено это есть актуальные потребности потенциального пользователя их ПО?

Наконец, третье. Для меня очевидно, что неуклюжий секретарь без опыта работы — проблема  HR-службы. «Одноклеточный сисадмин», «уже уволенный моральный урод», другие «орки», «гоблины» и «тролли» — тоже. Промахи рекрутмента, низкая дисциплина, безответственность и отсутствие мотивации у подчиненных — результат недостаточности управленческих компетенций руководителя. Нехватка профессионального инструментария здесь ни при чем. Можно полностью закрыть доступ к социальным сетям начинающему секретарю с нарушенной фазомоторикой (как в рекламе). Но на точность и своевременность подготовки  расписания встреч это не повлияет. Надеюсь, это известно не только мне. И не только это.
Программное обеспечение не предназначено для решения таких проблем!

Умалчивая об этом любая ИТ-компания, на мой взгляд, оказывает себе и своим коллегам по бизнесу «медвежью услугу». Выручка от успешной рекламной кампании, предполагаю, может не компенсировать будущих затрат на работу с разочарованным потребителем. Ведь в следующий раз для его привлечения придется прибегнуть к еще более изощренному и дорогостоящему способу. Брюс Виллис и Джейсон Стэтэм, думаю, согласились бы с этим утверждением.