БлогСтратегия

Миссия бизнеса

Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целевая функция начинается с формирования стратегического видения и установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В ней детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации. Далее следует процесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического управления процессом определения краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. Зная же это, можно вернее выбрать стратегию поведения.

Представление руководства о том, к чему должна стремиться организация и каким должен быть ее долгосрочный курс, формирует его стратегическое видение будущего. Стратегическое видение, по сути, является большой картиной, отражающей представление о том, «кем мы являемся в настоящее время, что делаем и куда направляемся». Стратегическое видение — это видение будущего направления развития организации и ее делового курса; важное понятие, определяющее, что организация стремится сделать и какой стать. Оно не оставляет сомнений относительно долгосрочного направления деятельности и того положения, к которому, по мнению руководства, должна стремиться компания. Хорошо осмысленное стратегическое видение готовит компанию к будущему, помогает установить долгосрочные направления развития и указывает на намерение компании занять определенные позиции в бизнесе. Не обладающие стратегическим видением компании не знают, какую рыночную позицию они должны стремиться для себя отвоевать.

Хотя попеременно используются оба термина, следует различать понятия стратегическое видение и миссия бизнеса, или формулировка миссии. Понятие миссии больше связано с настоящим временем. В заявлении о миссии подробно описывается деятельность организации и ее состав. Заявление о миссии определяет характер бизнеса компании и создает ясное видение того, что компания намеревается сделать для своих клиентов. Миссия и стратегическое видение организации создают у работников «чувство цели» и убедительно обосновывают направления ее развития в будущем. Хорошо сформулированная миссия рождает энтузиазм по поводу будущего курса развития, намеченного руководством. Мотивационной целью распространения содержания миссии является привлечение к ее реализации всех работников организации.

Стратегическое видение и формулировка миссии всегда значительно персонифицированы. Общие формулировки, применимые к любой компании или отрасли экономики, не имеют управленческой ценности. Стратегическое видение или формулировка миссии выделяет компанию среди других в данной отрасли экономики, становится ее отличительными признаками, характером и индивидуальным путем развития. Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающие оценку роли и значения организации в первую очередь со стороны руководителей, принимающих решения. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей, причем не только в настоящее время, но и в перспективе.

Иногда компании ошибочно формулируют свою миссию в единицах прибыли. Однако правильнее было бы определить прибыль как цель или результат того, что компания делает. Желание получить прибыль не говорит ничего о том поле, на котором эта прибыль должна быть найдена. Миссия, базирующаяся на получении прибыли, не способна отделить стремящуюся получить прибыль компанию одного типа от также стремящейся получить прибыль компании другого типа.

Существуют три основных аспекта, которые следует учитывать при формировании стратегического видения и выражения его в виде формулировки миссии:

  1. четкое понимание того, в какой сфере бизнеса работает компания,
  2. выражение своего видения и миссии ясным, вдохновляющим и стимулирующим образом,
  3. знание того момента, когда необходимо изменить стратегический курс и миссию компании.

Бизнес компании определяется тем, какие запросы она стремится удовлетворить, на какие потребительские группы она направлена, с помощью каких технологий и выполнения каких функций она обслуживает свой целевой рынок.

Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

  • история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
  • существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
  • состояние среды обитания организации;
  • ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
  • отличительные особенности, которыми обладает организация.

В сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

  • целевые ориентиры организации;
  • сфера деятельности организации;
  • философия организации;
  • возможности и способы осуществления деятельности организации.

Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим стратегия организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность разного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.

Миссия образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.

При подготовке данной и других статей Андрея Горемыкина, опубликованных на сайте, использовалась следующая литература: список литературы.

Воспользуйтесь нашим специальным предложением для новых клиентов и другими выгодами и преимуществами   работы с нами и

закажите услуги по разработке стратегии

или получите дополнительную информацию, заполнив форму запроса.