БлогСтратегия

Какую классификацию стратегий применить для разработки плана?

Последовательность процесса разработки стратегии бизнеса хорошо знакома всем специалистам, решающим задачу стратегического планирования. Она многократно изложена в специальной и популярной литературе, в том числе на моей сайте. Несмотря на это, «сработавшая» стратегия, принесшая успех своим авторам — явление в бизнесе не столь частое.

На практике с первыми тремя этапами этого процесса,  а именно этапами формирования миссии, преобразования ее в цели, анализа внутренней и внешней среды, как правило, серьезных проблем не возникает. Однако завершающий этап — непосредственная разработка стратегии достижения поставленных целей часто оканчивается неудачей.

На мой взгляд, сложности связаны с многообразием описанных типов и видов стратегий, запутанностью классификаций, отсутствия внутренних взаимосвязей, алгоритмов, правил принятия решения и т.д. Между этапами анализа и выбора решения существует разрыв.

К примеру, широко известный метод SWOT-анализа строго не сопоставим ни с одной столь же популярной типологией стратегий. Решение о применении той или иной из них принимается, по сути, произвольным образом. Достижение целей, как результат применения выбираемой стратегии, становится случайным.

Моя профессиональная деятельность потребовала от меня самостоятельного внесения ясности в этот вопрос. Я разработал иерархическую систему классификации стратегий, являющуюся частью Метода Ratio. В нее я включил только самые известные типы и виды стратегий, добавив лишь структуру их взаимосвязи.

Не претендуя на научную ценность,  публикую ее исключительно для практического применения. Последовательная проработка всех уровней классификации позволит вам двигаться поступательно от общего к частному в цикле стратегического планирования.

Данные уровни относятся к этапу непосредственной разработки стратегии. Их должны предварять этапы формирования миссии, постановки целей и проведения стратегического анализа. Итак:

Первый уровень классификации. Типы разрабатываемой стратегии:

  • корпоративная стратегия, подразумевающая наличие нескольких (более одного) бизнесов,
  • стратегия отдельного бизнеса в рамках корпоративной стратегии,
  • функциональная стратегия (стратегия функциональной службы) в рамках стратегии каждого бизнеса,
  • оперативная стратегия как одна из составляющих функциональной стратегии (стратегия подразделения).

Приступая несредственно к разработке стратегии, необходимо абсолютно четко понимать, какая из задач в соответствии с данной классификацией решается. Другими словами, должен быть получен ответ на вопрос:

    • для достижения каких целей (целей какого уровня) предназначена стратегия?

Второй уровень классификации. Варианты базовых стратегий:

  • стратегия ограниченного роста;
  • стратегия роста;
  • стратегия сокращения (ухода с рынка);
  • комбинированная стратегия (вариант корпоративной стратегии).

Каждая этих стратегий, за исключением комбинированной, может быть как корпоративной, так и стратегией бизнеса, но никогда функциональной или оперативной. Это этап, на котором дается ответ на вопрос:

    • что необходимо бизнесу (компании, корпорации) для достижения стоящей перед ним цели?

Третий уровень классификации. Варианты стратегий роста.

Прежде всего, принимается решение в отношении продуктов и рынков:

  • стратегия усиления позиции на рынке — завоевание с данным продуктом на данном рынке лучших позиций;
  • стратегия развития рынка — вывод на новые рынки уже производимого продукта;
  • стратегия развития продукта — производство нового продукта и его реализация на уже освоенном рынке;
  • стратегия диверсификации — развитие с новым продуктом на новом рынке.

После выбора конкретной стратегии роста следует выбор варианта ее реализации:

  • стратегия внутреннего роста,
  • стратегия внешнего роста.

Любая из стратегий роста может быть реализована как стратегия внутреннего роста. К стратегиям внешнего роста, в свою очередь, относятся:

  • стратегии диверсификации (концентрическорй и конгломеративной),
  • стратегии интеграции (вертикальной и горизонтальной), как способы реализации стратегий развития продукта и рынка.

В результате комбинирования различных вариантов должен быть дан ответ на вопрос:

    • за счет чего будет происходить рост бизнеса, необходимый для достижения его целей?

Четвертый уровень классификации. Стратегии в области конкуренции.

Конкурентные стратегии весьма многообразны и могут отличаться:

  • по форме:
    • наступательные стратегии;
    • оборонительные стратегии;
  • по содержанию:
    • стратегии лидерства по издержками;
    • стратегии специализации на продукте (дифференциации);
    • стратегии лучшей стоимости;
    • стратегии концентрации на рыночном сегменте:
      • на основе низких издержек;
      • на основе дифференциации.

В конкурентной борьбе наиболее часто успех приносят наступательные стратегии. К ним относятся:

  • преодоление сильных сторон конкурента;
  • наступление на слабые стороны конкурента;
  • одновременное наступление по многим направлениям;
  • обходные маневры;
  • «партизанские» наступления;
  • превентивные действия.

Выбор того или иного варианта осуществляется в зависимости от:

  • типа отрасли, в которой ведется конкуренция:
    • развивающаяся отрасль;
    • зрелая отрасль;
    • затухающая отрасль;
    • фрагментированная отрасль;
  • конкурентной позиции бизнеса в отрасли:
    • позиции лидера;
    • позиции преследователя;
    • позиции потери рыночной доли (и/или спада производства);
    • позиции «местного», локального бизнеса.

Между критериями выбора и вариантами существует достаточно четкая связь, весьма полно описанная в литературе по стратегическому менеджменту.

Очевидно, что на данном шаге формулируется ответ на вопрос:

    • как вести конкурентную борьбу за требуемую долю рынка?

Пятый и шестой уровни классификации. Функциональные и оперативные стратегии.

В процессе формирования как функциональных, так и оперативных стратегий, должен быть сформулирован ответ  на вопрос:

    • какие компетенции и действия необходимы для реализации конкурентного преимущества?

Перечеслиение всех вариантов из-за их многочисленности не представляется здесь возможным. Ограничусь лишь примерами структуры и состава двух функциональных стратегий:

  • Стратегия производства:
    • стратегии повышения качества:
      • стратегия улучшения нововведением;
      • стратегия непрерывного улучшения;
    • стратегии сокращения издержек:
      • стратегия экономии за счет увеличения масштаба производства;
      • стратегия упрощения и совершенствования конструкции товара, унификации;
      • стратегия использования дешевых ресурсов;
      • стратегия минимазии потерь материалов;
      • стратегия совершенствования организации производства;
      • стратегия стимулирования и ответственности за снижение издержек;
    • комбинированные стратегии повышени качества и сокращения издержек:
      • стратегия повышения качества  низкокачественного товара с низкими издержками;
      • стратегия расширения рынка сбыта качественного товара с низкими издержками;
      • стратегия снижения издержек на производство дорогого качественного товара;
      • стратергия перехода на производство новой модели товара.
  • Стратегия маркетинга:
    • стратегия ценообразования:
      • стратегия «снятия сливок»;
      • стратегия прочного внедрения на рынок;
      • стратегия ступенчатых цен;
      • стратегия цен лидера рынка;
      • стратегия престижной (высокой) цены;
      • стратегия психологической цены;
      • стратегия скорректированной цены;
    • стратегия распространения товара;
    • стратегия рекламы товара;
    • стратегия стимулирования сбыта товара.
При подготовке данной и других статей Андрея Горемыкина, опубликованных на сайте, использовалась следующая литература: список литературы.